Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
 Информация по истории села и воспитанию у населения любви к Малой Родине, предкам и Отчеству.
 
Происхождение названия села.
 
Село Маклаки известно с древнейших времен. В прошлом село называлось Маклаково, Маклаковской волости, Жиздринского уезда. Одна из речек, в настоящее время считающаяся безымянной, носит название Маклаковка. Можно предположить, что название села произошло, как это довольно часто было на Руси, от названия речки.
Теперь о происхождении топонимики названия села. Нами был послан запрос в Московский институт русского языка по этому вопросу (ответ получен 19 декабря 2002 года №14404 5114/19). В ответе говориться, что название места возможно дано по роду занятий населения. Так в «толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (Изд. 4-е. М., 1997 г., с. 339) слово "маклак" переводится в значении «посредник при мелких торговых сделках, а также торговец подержанными вещами», на базе основного значения в говорах развиваются переносные значения – «кулак, мироед», «плут, мошенник» и так далее. Так как село находилось на Екатерининском тракте, то часть населения могла заниматься мелкооптовой торговлей, что возможно и отразилось в названии села.
 
О составе села. 
 
Калужская энциклопедия говорит, что в 1914 году в селе Маклаки проживало 1560 человек, в том числе 840 мужчин 720 женщин.
Нам удалось также оценить состав села по данным Калужского государственного архива в 1921 году. Весной 1921 года проводился учет семенного фонда во исполнение Постановления 8-го Всероссийского съезда Советов  о сохранении фонда яровых семян (интересен текст приказа Жиздринского уездного Посевкома по этому вопросу (архивное дело Р-1263, опись  1, дело 15, страницы 1-2) , мы его полностью приводим в приложении № 4)). На основании наличия семян у селян выделялись и посевные площади, поэтому можно с большой степенью вероятности предположить, в учетный список вошли все подворья села. Согласно карточки учета (архивное дело Р-1263, опись 1, дело 15, страницы 4-14), в селе было три общины: Хохловка – 96 дворов, Выползово – 78 дворов, Ивановская – 73 двора, а также примыкающие к селу поселок Малеево – 10 дворов, в котором существовала 1-ая сельскохозяйственная артель, и хутор Маклаковской волости при селе Маклаки – 6 дворов. Таким образом в селе Маклаки в 1921 году было 263 двора. Учитывая тот фактор, что сельские семьи  в то время были достаточно большие, предположим, по самым скромным оценкам, что в одной семье было в среднем 5-6 человек. Таким образом, такая оценка дает возможность сказать, что в 1921 году в селе жило около 1500 человек.
Несколько слов о составе села в 50-е годы XX века. В архиве Думиничского района (дело 51, опись 1, ед. хранения 1, страница 13) говорится о том, что в 1955 году проводилась всесоюзная перепись скота, согласно этой переписи в селе было 350 хозяйств. Это говорит о том, что, по сравнению с 1921 годом, численный состав села практически не изменился.
В настоящее время в селе в селе проживает около 200 человек.
 
О коллективизации и коллективных
хозяйствах в селе Маклаки.
 
Коллективизация в селе началась в 1929 – 1930 годах и имела все черты этого процесса характерные для всей страны. Мы приводим только документальные данные об этом событии.
Мы знаем, что в это время в село направляются, так называемые двадцатипятитысячники. В основном это были рабочие из различных районов нашей страны. Был в нашем селе двадцатитысячник – это Жемчужников Иван Ефимович. Данные Калужского государственного архива (дело Р-1100, опись 1, дело 19, страница) говорят, что Иван Ефимович прибыл в село из Ярославской области, где работал машинистом-слесарем на фабрике «Красные ткачи», 1902 года рождения, в ВКП(б) вступил 22.11.1929 года, производственный стаж -  7 лет, служил в Красной Армии 8 лет, имел семью. К сожалению, никаких других данных об Иване Ефимовиче выяснить не удалось.
Коллективизация в стране в 30-е годы в стране была повсеместной и охватила подавляющее число хозяйств. Приводим  данные о колхозах Калужского государственного архива (архивное дело Р-2440, опись 1, дело 6 (оц)).
Список колхозов Маклаковского сельсовета до 1940 года:
-         колхоз имени Молотова – Маклаки;
-         колхоз Красный Клич – Маклаки;
-         колхоз имени Кирова – поселок Малеево;
-         колхоз Красная звезда – деревня Поляна;
-         колхоз Крестьянин – деревня Поляна;
-         Красная Михайловка – поселок Михайловка;
-         Колхоз Пробуждение – деревня Ряплово;
-         Колхоз имени Чапаева – поселок Ерошкин.
После войны, согласно Думиничского архива (архивное дело 51, опись 1, единица хранения 1, страницы 5-6), мы видим, что ситуация с количеством колхозов почти сохранилась. Приводим эти данные:
-         колхоз Красная Михайловка – преседатель Хрескин;
-         колхоз Крестьянин – председатель Храменков;
-         колхоз имени Молотова – председатель Нефедов;
-         колхоз Красная Звезда – председатель Валиков.
Данные второй половины 1949 года.
Данные Думиничского  архива от 1950 года (архивное дело 51, опись 1, единица хранения 1, страница 12) говорят, что председателем колхоза Крестьяин является Шашкова, колхоза имени Молотова – Михайлов, (страница 13 того же дела) – председатель колхоза имени Молотова – Горин.
Примечание. К сожалению в архивных данных указаны только фамилии председателей колхозов
По данным сторожилов села, в 1954 году все колхозы села Маклаки и деревни Поляна были объединены в совхоз «Маклаковский».
 В 1962 году в период укрупнения хозяйств был создан объединеный совхоз «Зимницкий» в составе сел Зимницы, Маклаки и Поляна. В феврале 1968 году вновь разъединение: на совхозы «Восход» и «Зимницкий. Приводим также фамилии директоров совхозов за этот период: Орлов А.С., Орлова Н.Н., Мильченко, Кочубинский В.Н., Минков В.А., Стефутина Г.А., Пугачев Н.Н., Романов В.А.
Совхоз «Восход» просуществовал до 1991 года. Данный раздел доклада дает далеко не полный ответ на поставленный вопрос и требует дальнейшего исследования. К сожалению, архивных данных особенно о 30 годах XXвека нашего района имеется очень мало, во всяком случае, в тех архивах, в которых нам удалось поработать.
 
О репрессиях 30 – 40 годов.
 
О репрессиях 30 – 40 годов, особенно в последние 20 лет, написано очень много. Не обошли стороной эти события и наше село. Мы обратились в архив управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Калужской области. В полученном ответе содержатся архивные данные о нескольких наших односельчанах, репрессированных в эти годы.
              О последнем священнике церкви Знаменья Святой Богородицы.
Расспросив жителей села, мы выяснили, судьбу последнего священника церкви Знаменья Святой Богородицы, узнали судьбу его семьи. В этом нам помогла сторожил нашего села – Коледёнкова Ирина Антоновна.   Попов Сергей Иванович приехал в село в 1933 году. Основные его биографические данные описаны в приложении №4. Мы хотим привести воспоминания Ирины Антоновне о Сергее Ивановиче. Семья Сергея Ивановича поселилась в домике при церкви. Семья была дружная, многие к ним обращались за помощью и по словам Ирины Антоновны, никому не отказывали. Церковь в то время имела большое количество прихожан (Село Маклаки, деревня Поляна и все близлежащие поселки и хутора). При церкви помимо священника были звонарь (удалось выяснить его фамилию – Куликов) и кладбищенский сторож. Школьникам и служащим сельсовета и колхозов в церковь ходить запрещалось. Во время церковных праздников в клубе, который находился прямо напротив церкви, специально устраивались концерты художественной самодеятельности, чтобы отвлечь население от службы в церкви, обязательными участниками концертов были школьники. Священника не притесняли, и, по словам Ирины Антоновны, он пользовался уважением. Однако, гонения на служителей церкви в 30-е годы коснулись и священника нашей церкви. В 1937 году он был арестован и расстрелян. Семья его, к счастью, не была репрессирована. Церковь же наша, одна из самых красивых в Калужской области, пострадав от войны, продолжает стоять, правда, уже не во всей своей красе, но еще величественная и напоминающая о славе и горе нашей многострадальной Родины.
 
Что было в селе и что стало.
 
Что же было в нашем селе?
1921 год – обратимся № 341 от 03.03.1921 года ( государственный архив Калужской области, архивное дело Р-1263, опись 1, единица хранения 37, страница 18).
Приводим ее дословно: « в Маклаковскую волость входят ниже перечисленные учреждения и предприятия:
1.     волисполком с подразделениями;
2.     больница;
3.     почтово-телеграфное отделение;
4.     страховая контора 9-го участка;
5.     два кооператива в п.Малеево и селе Печки;
6.     лесничество;
7.     шесть народных школ;
8.     телефонная станция;
9.     4 водяных мельницы».
По рассказам сторожилов, в Маклаках было две мельницы.
В том же архиве мы нашли два документа о сдаче в аренду мельниц . Договор от 01.08.1919 года о сдаче в аренду водяной мельницы в селе Маклаки Попову Николаю Петровичу ( архивное дело Р-1024, опись 2, дело 154, страница 2) и договор  15 июня 1921 года о сдаче в аренду водяной мельницы в селе Маклаки Ксении Михайловне Климовой-Смирновой (архивное дело Р-1024, опись 2, дело 137, страница 5). Приводим условия сдачи в аренду мельницы, указанные в последнем документе: «на арендатора возлагается:
ремонт мельницы и плотины;
страховка.
Устанавливается плата 4 рубля за пуд, налог 30% с доходности предприятия. Вносится залог 25000 рублей».
Как видим, веяния НЭПа коснулись и нашего села.
В послевоенное время в инфраструктуре нашего села появились молокозавод, хлебопекарня, баня, детский сад, в 1967 году было построено новое двухэтажное здание школы, в конце 80-х годов построены новые здания клуба, детского сада, почты, телефонной станции, сельской администрации.
К сожалению, в последние годы жители села лишились бани, столовой, нет уже и молокозавода, и хлебопекарни, и больницы.
 
Немного нового об окрестностях села.
 
В окрестностях нашего села существовали поселки, в настоящее время не существующие: Михайловка, Малеево, Ерошкин поселок, Воскресенское, хутор Посредника.
Нам удалось найти документальные данные по ряду населенных пунктов.
При селе Маклаки существовал хутор (Государственный архив Калужской области, архивное дело Р-1263, опись 1, дело 15, страница 4-14). Местные жители называли его также Триченков хутор (записано со слов Сережкина Николая Михайловича).
Кроме того, в том же архиве (архивное дело Р-1024, опись 2, дело 282, страницы 20-21) имеется 2 документа о поселке Михайловском.
Приводим эти документы: « Справка гражданину Картузову Мефодию, 10.09.1926 года. Отделом Землеустройства Брянского Губземуправления.
Земля – усадьбы 17,5 десятин, пашня – 98,62 десятины, луга – 8,08 десятины, луг с кутами по вырубке – 25,16 десятины, кустарник – 7,06 десятины.
Всего земли -  16,02 десятины «.
«Коллективное заявление 13-ти домовладельцев поселка Михайловки об отделении от Печек. О чем им дано свидетельство 06.10.1926 года. Выдворение, согласно справки Маклаковского с/с от 04.10.1926 года за № 40, состоялось в 1923 году».
Таким образом, можно сказать, что поселок Михайловский появился на карте нашего района в 1923 году и  получил официальный статус населенного пункта в 1926 году.
  В настоящее время в сельском поселении находится пять населенных пунктов :село Маклаки, деревня Поляна, деревня Ряполово, деревня Рассвет, деревня Сигунов; проживает - 392 человек; имеются два ФАПА - Маклаковский и Ряполовский, Маклаковский СДК, Ряполовский сельский клуб, Маклаковская библиотека, музей Боевой Славы имени М.Т. Егорцева, отделение почтовой связи, три торговые точки, два КФХ Волчковых Василия Сергеевича и Александра Васильевича и ИП Савватеева Виктора Александровича. В настоящее время в селе Маклаки построена часовня в честь первопрестольного князя Владимира и восстанавливается храм иконы Божьей Матери «Знаменье», строится Калужский цементный завод.
Администрация сельского поселения работает в тесном контакте с учреждениями культуры, музеем Боевой Славы имени М.Т.Егорцева по вопросам сохранения исторической памяти и воспитания любви у населения к Малой Родине, предкам и Отечеству. Учреждения культуры работают по плану, составленному на год. Проводятся следующие мероприятия:
- ежегодное мероприятие, посвященное подвигу лыжников-чекистов;
- ежегодное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечеству;
- ежегодная декада мероприятий, посвященная освобождению поселка Думиничи и ряда населенных пунктов района от немецко-фашистских захватчиков;
- ежегодный цикл мероприятий, посвященных Дню Победы;
- ежегодные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби;
- ежегодные мероприятия, посвященные полному освобождению Думиничского района от немецко-фашистских захватчиков;
- ежегодные мероприятия, посвященные Дню народного единства;
- ежегодные мероприятия, посвященные правовому воспитанию («Правовой марафон»);
- в библиотеке ведется «Летопись Родного края», краеведческая работа, оформляются наглядные пособия, тематические папки («История села», «История библиотеки», «Поколение победителей», «Наши земляки – наша гордость», «Наша школа прежде и теперь», «Но память живущим почтенно храним», «Хранить любовь к Отеческой земле», «Культурная жизнь нашего села») и книжные выставки («К 70-ти летию Думиничского района», «В мире чудес», «Родного края милые черты», «Из истории гончарного промысла», «Чести отцов быть достойными», «Связь времен нас делает родней», «Великих книг страницы»);
- работники культуры работают по программе «Милосердие и книга» (посещение ветеранов на дому);
- в музее ведется экскурсионная работа, работа с родственниками похороненных в братских могилах на территории села Маклаки, а также в музее проводятся беседы, лекции в рамках ежегодных мероприятий, идет накопление тематического материала и экспонатов.

Администрация сельского поселения регулярно следит и поддерживает в порядке территории братских могил, захоронений известных жителей с. Маклаки.


Дата создания: 16.01.2014 15:32

Дата последнего изменения: 26.07.2024 14:27

На главную страницу